Разное о музыкальных форматах

Ископаемые (VQF, Liquid Audio, PAC, Astrid/Quartex AAC)

altВ отличие от ныне здравствующих MP3, AAC, Vorbis или WMA существует достаточно большое число форматов, по тем или иным причинам прекративших свое существование. Некоторые из них были достаточно удачными и даже заметно превосходили по соотношению качество/размер MP3, однако уступили свое место более совершенным и гибким решениям.

Еще несколько лет назад некоторыми разработчиками возлагались немалые надежды на формат VQF (использующий технологию TwinVQ), продвигаемый Yamaha в качестве замены MP3. Формат действительно был интересным и позволял создавать файлы вполне приличного качества на низких битрейтах, — области, изначально проблемной для MP3. С другой стороны, создание и воспроизведение VQF файлов требовало значительно большего, чем MP3 времени, а отсутствие поддержки высоких битрейтов ставило крест на возможности создания высококачественных записей. Так или иначе к моменту появления реализации VQF 2 с поддержкой битрейтов вплоть до 192 кбит/с формат успел благополучно скончаться. Тем не менее, TwinVQ был включен в спецификацию MPEG-4 для кодирования звука в режиме сверхнизких (<16 кбит/с) битрейтов.

Отличительной чертой Liquid Audio, закрытого формата, разработанного одноименной компанией (позднее Liquid Digital Media), является достаточно сильная технология DRM, позволяющая ограничить распространение файлов в Интернет, а также организовывать в Сети музыкальные магазины. По сравнению с MP3 качество LQT файлов заметно выше, что в немалой степени способствовало росту популярности формата. В прошлом году компания заявила о прекращении поддержки формата, а новые композиции на  распространяются в формате WMA.

Формат PAC ( Perceptual Audio Coding) был разработан Celestial Technologies / Bell Labs в конце 80х годов прошлого века. По сравнению с MP3 PAC позволял добиться значительного (примерно на треть) выигрыша в размере файлов при сохранении качества, соревнуясь с кодерами на базе MPEG -2. Чуть позднее формат был доработан и получил название ePAC ( enhanced PAC). Одним из назначений кодека являлось использование в радиовещании.

Читать так же:  Как lossless музыку превратить в mp3 с помощью foobar 2000

Astrid/Quartex AAC, вопреки своему названию, не имеет ничего общего с advanced audio coding. Фактически это ворованная версия PAC, замаскированная под AAC кодек (отсюда и невозможность воспроизведения при помощи стандартных AAC декодеров).

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button