Об объемном восприятии
Человек может воспринимать пространственное положение источника звука. Кстати, слово ‘стерео’ на языке оригинала, к сожалению не помню на каком, означает что-то вроде ‘полный’. Есть два принципа стерео — восприятия, которые соответствуют двум принципам передачи звуковой информации из уха в мозг (об этом см. выше).
Первый принцип — для частот ниже 1 кГц, которых слабо волнуют препятствия в виде человеческой головы — они просто огибают её. Эти частоты воспринимаются ударным способом, передавая в мозг информацию об отдельных звуковых импульсах. Временное разрешение передачи нервных импульсов позволяет использовать эту информацию для определения направления звука — если звук в одно ухо приходит раньше другого (разница порядка десятков микросекунд), мы можем засечь его расположение в пространстве — ведь запаздывание происходит из-за того, что звуку пришлось пройти еще дополнительно расстояние до второго уха, затратив на это какое-то время. Этот фазовый сдвиг звука одного уха относительно другого и воспринимается как информация, позиционирующая звуки.
И второй принцип — используется для всех частот, но в основном — для тех, что выше 2 кГц, которые отлично затеняются головой и ушной раковиной — просто определение разницы в громкости между двумя ушами.
Еще один важный момент, который позволяет нам гораздо более точно определять местоположение звука — возможность повернуть голову и посмотреть на изменение параметров звучания. Достаточно буквально нескольких градусов свободы, и мы можем определить звук почти точно. Принято считать, что направление с легкостью определяется с точностью до одного градуса. Этот прием пространственного восприятия — то, что почти не дает сделать реалистичный объемный звук в играх — по крайней мере до тех пор, пока наша голова не будет облеплена поворотными датчиками.. Ведь звук в играх, даже с современными 3д картами, не зависит от поворота нашей реальной головы, поэтому полная картина почти никогда не складывается и сложиться, к сожалению, не может.
Таким образом, для стерео — восприятия во всех частотах важна громкость правого и левого канала, а в частотах где это возможно, до 1 — 2 кГц, дополнительно оцениваются и относительные фазовые сдвиги. Дополнительная информация — подсознательный поворот головы и мгновенная оценка результатов.
Фазовая информация в районе 1 — 4 кГц имеет приоритет над разницей в громкости, хотя определенная разница уровней перекрывает фазовую разницу, и наоборот. Не совсем соответствующие или прямо противоречивые данные (например — правый канал громче левого, однако запаздывает) дополняет наше восприятие окружения — ведь эти несоответствия рождаются из окружающих нас отражающих/поглощающих поверхностей. Таким образом, в очень ограниченном объеме воспринимается характер помещения, в котором находится человек. Этому также помогают общие для обоих ушей фазовые вариации огромного уровня — задержки, эхо и реверберация.