OGG Vorbis
Вот мы и добрались до самого молодого формата, который был разработан с нуля практически недавно компанией OGG Vorbis. Некоторые пророчат ему неплохое будущие, а другие – скорое изчезновение, но большинство тех, кто имел дело с этим форматом, сошлись во мнении, что это качественный проект, не лишенный будущего. Не будет лишним напомнить, что WMA и MP3pro – это коммерческие, а потому закрытые форматы, а OGG – открытый проект, с доступными для любого желающего исходными кодами.
Это делает формат OGG Vorbis одним из самых быстроразвивающихся форматов сжатия, в чем-то даже схожий с проектом Lame, созданного для MP3. Но, несмотря на молодой возраст, OGG уже успел подвергнуться основательной оптимизации своего алгоритма для усовершенствования работы с низкими битрейтами. Новая версия формата получила к своему названию приставку RС2. По доступной потребителю информации, можно узнать, что кодер OGG Vorbis сжимает поток с переменным битрейтом, сжимая файлы с битрейтом от 32 кбит/сек до 350.
Для лучшего понимания особенностей каждого формата было проведено небольшое тестирование.
Инструментарий. Для того чтобы провести тест, были использованы следующие аппаратное и программное обеспечение:
1. Софт:
— SpectraLAB 4.32.14 для получения графиков АЧХ и их анализа
— Easy CD-DA Extractor 4.6.1
— Winamp 2.76 для конвертирования всех форматов в WAVE для возможности дальнейшего исследования и для того, чтобы прослушать и дать объективную оценку качеству кодирования при использовании плагинов: mp3PRO Audio Decoder версии 0.98 beta 5, Nullsoft Vorbis Decoder версии 1.16, Nullsoft MPEG Audio Decoder версии 2.75i, Microsoft WINAMP/WMA версии 1.11 и SoundForge 4.5 для того, чтобы удалять тишину и мусор, который появляется при кодировании, как в начале, так и в конце файла.
2. Декодеры:
— MP3pro-декодер из программ Burning ROM 5.5.4.0 и Thomson mp3PRO Audio Player 1.0.2
— OGG Vorbis – кодер, взятый из программы Easy CD—DA Extractor 4.6.1 и официальная версия утилиты-декодера OGG Drop 1.0 RC2.
— MP3 — кодер Lame 3.89 и WMA 8 – декодер, взятые из программы Easy CD-DA Extractor 4.6.1
3. Наушники и акустика:
— Technics SB-M500
— F&D SPS-699
— Noname Active Speaker
— Panasonic RP-HT20
— Pioneer D-290
Методика.
Нужно помнить, что из-за индивидуальных особенностей человеческого слуха, среди различных синтетических тестов и АЧХ главный инструмент исследования – уши.
Тестирование будет проводиться на разных музыкальных стилях, которые будут предварительно переработаны в WAVE-файлы, после чего было выполнено кодирование при помощи каждого используемого кодека, а затем их снова декодировали в WAVE-файл и после очистки фрагментов в волновом редакторе, началось сравнение результирующих ФЧХ и оригинального и полученного WAVE-файла.
Музыкальными жанры, выбранные для эксперимента, стали композиции джаза и блюза. Их результаты, в проем, потом были объединены в один рисунок, так как их отличия на битрейте были очень маленькими.
На полученных графиках было ясно видно, что преимущество все-таки на стороне кодека MP3pro? Особенно по частотным характеристикам: у него было наименьшее количество провалов и наиболее широкий частотный диапазон, да и субъективно звук был лучше. У кодека OGG был заметный провал с всплеском, который на слух воспринимается как неестественная звонкость, присвистывание, которое особенно заметно на вокале. У WMA 8 картина тоже похожая, но отличия в лучшую сторону все-таки есть: звонкость меньше, но середина более придавлена. Обычный же MP3 звучит совершенно никак в силу того, что он изначально фильтруется по высоким частотам.